Операторам дронов придется сдавать на «права»

Минтранс подготовил проект приказа о внесении изменений в Федеральные авиационные правила. В документе предлагается ввести новую категорию авиационного персонала — «внешний пилот беспилотной авиационной системы» (БАС).
Письмо с предложением 21 августа направил замминистра транспорта Владимир Потешкин в «Платформу НТИ» и ассоциацию «Аэронекст». Ведомство подтвердило разработку документа, но уточнять детали пока отказалось.
Если изменения вступят в силу, то с 1 марта 2026 года управление тяжелыми беспилотниками (массой более 30 кг) станет возможно только при наличии свидетельства внешнего пилота. В документе будут отметки о типе дрона: самолет, вертолет, дирижабль, планер, аэростат и другие категории. Новые правила планируют применять до сентября 2031 года, сообщают «Ведомости».
Чтобы получить свидетельство, оператор должен пройти подготовку в авиационном учебном центре, сертифицированном Росавиацией. Программа включает теоретический экзамен по эксплуатации БАС и нормативной базе, а также практические занятия на реальных дронах и тренажерах. Кандидат должен иметь высшее инженерное или естественно-научное образование и как минимум годовой опыт работы с беспилотниками или в авиации.
Андрей Патраков, основатель сервиса RunAvia, напомнил, что термин «внешний пилот БВС» появился еще в Воздушном кодексе в 2015 году, но за 10 лет ни одного свидетельства так и не выдали. По его словам, легально эксплуатировать тяжелые дроны сейчас можно только в рамках экспериментальных правовых режимов («регуляторные песочницы»). Даже после введения новых документов это ограничение сохранится.
В отрасли обсуждают, насколько оправданы строгие требования к будущим пилотам дронов. «Позиция Минтранса близка к требованиям для командира Boeing 737, тогда как для управления небольшим дроном хватило бы правил уровня водительских прав категории B», — считает Патраков.
Эксперт «Аэронета» Александр Кравченко отмечает, что уровень подготовки должен зависеть от типа дрона: «Управлять дроном для съемки мероприятий и тяжелым грузовым БВС — это разные задачи. Для первого обучения с нуля достаточно, для второго нужно техническое образование».
По мнению директора «Школы беспилотной авиации» Дениса Кирикова, введение свидетельства систематизирует рынок: сертифицированные специалисты смогут подтвердить опыт и упростить поиск работы, а компании — быстрее находить квалифицированных сотрудников.
Источник: hightech.fm
- Комментарии