Новый утильбор вступил в силу: новые цены на авто и последствия для россиян
Что такое утильсбор
Утильсбор — это обязательный платёж, который взымают при ввозе или выпуске автомобиля на рынок России.
Раньше размер сбора был фиксирован для большинства легковых авто — при ввозе частным лицом платили 3,4 тысячи рублей за новую машину или 5,2 тысячи, если авто старше трёх лет.
Смысл такого сбора — повысить шансы на утилизацию автомобиля в будущем, компенсировать затраты на переработку машин после окончания их срока службы.
С 1 декабря 2025-го схема изменилась: теперь ставка рассчитывается с учётом мощности двигателя — для машин с моторами мощнее 160 л.с. сбор станет существенно выше
Новый порядок утильсбора: что изменилось
С 1 декабря 2025 года в России официально вступила в силу новая схема расчёта Утилизационного сбора (утильсбор) для автомобилей. Теперь сумма сбора зависит не просто от объёма двигателя или возраста машины — важным становится параметр «мощность двигателя».
До этого при ввозе или выпуске машины на рынок расчет базировался на объёме двигателя. С новой схемой — мощность оказывает решающее влияние.
Для многих моделей автомобилей это означает резкий рост платежа — и, соответственно, рост конечной цены для покупателя.
Почему решили менять правила: цели и мотивы
Официальная мотивация от Минпромторга России такова: старая методика потеряла актуальность. Современные двигатели часто отличаются небольшим объёмом, но при этом большей мощностью — значит, прежняя схема не отражала истинного «ударного» потенциала машины. Новая шкала позволит справедливее оценивать «вред», который автомобиль может нанести при эксплуатации — с точки зрения экологии, ресурсоёмкости, будущей утилизации. Также цель — сократить поток дешёвого «серого» импорта под видом личных ввозов: раньше некоторые покупатели ввозили мощные иномарки как физлица, чтобы заплатить минимальный утиль. Так удавалось обойти высокие сборы, если бы автомобиль ввозился для перепродажи.
Часть мотива — поддержка отечественного автопрома: дорогие иномарки с мощными моторами становятся менее привлекательными, соответственно растёт спрос на локализованные или российские машины.
По словам представителей министерства, такое решение «назрело» — структура рынка давно ушла от прежних реалий, и новая методика призвана адаптировать правила под современные машины.
Насколько реально подорожают машины — примеры
Старая льготная ставка утильсбора могла быть символической — несколько тысяч рублей. А по новым правилам — для машины с мощностью выше 160 л.с. — сбор может вырасти до сотен тысяч или миллионов рублей. Если взять популярную модель с мощным мотором, то рост цены может быть существенным.
Для автомобилей с невысокой мощностью (до 160 л.с.) подорожание будет минимальным: прирост цены — несущественный.
Источник: hightech.fm
- Комментарии