С ним «Ак Барс» выиграл первое чемпионство в истории.
Сергей Золотов вырос в самой обычной рабочей семье в Казани. Отец хоккеиста работал на заводе, а мама трудилась на железной дороге. Рядом с домом родителей Сергея была хоккейная коробка, которая и предопределила его судьбу. Юный спортсмен мог пропадать на этом пятачке с утра и до глубокой ночи — хоккей стал его страстью.
Родители будущего чемпиона России видели, как он увлекся игрой с шайбой. Поэтому в возрасте 7 лет отвели его в СК им. Урицкого. Там и начался хоккейный путь одаренного нападающего. Первым его тренером был Всеволод Александрович Елфимов. Поначалу маленькому Сергею не нравился тренировочный процесс в команде — ему хотелось просто взять шайбу и играть в хоккей. Но Елфимов взрастил в нем любовь к труду и работе. Впоследствии это помогло Золотову добраться до команды мастеров и занять место в основном составе.
В спортивных лагерях от юных хоккеистов трудно требовать осознанной работы над собой. В свободное время многие из них бесцельно лежат на кроватях или развлекаются. Но только не Сергей и его товарищи. После ужина они шли не на прогулку или дискотеку, а на дополнительную тренировку. Там они отрабатывали броски и приседали со штангой. Будущим профессионалам нравилось ощущение, что они работают над собой и становятся лучше. Хотя в том возрасте они все равно еще не осознавали, что в будущем сделают хоккей своей профессией.
Когда Золотов перешел в десятый класс, его вместе с Алмазом Гарифуллиным и Игорем Крашенинниковым позвали на тренировку первой команды. Молодые парни проявили себя хорошо, поэтому вскоре их пригласили на летние сборы в Залесный. Было очень тяжело, но Сергей вместе с товарищами все вытерпели. И за эту работу нападающему воздалось сполна. В 1988 году главный тренер «Крыльев Советов» Сергей Котов позвал его к себе.
«Тогда как раз прошли выпускные в школах, нам вручили дипломы. Я с мамой сел в поезд и мы поехали в «Крылья». Меня сразу взяли. Институт, предсезонка, игры — все завертелось. В «Крыльях» я провел семь лет. В 1994 году произошло несчастье — наш тренер Игорь Ефимович Дмитриев попал в аварию, с серьезными последствиями. Да и у клуба на тот момент было тяжелое финансовое положение, а у нас семьи. Тогда Игорь Ефимович отправил меня с двумя другими игроками в Австрию. Я уехал играть туда, а спустя год в Москве встретился с Виктором Борисовичем Левицким и он пригласил меня в «Ак Барс». Так я вернулся домой», — рассказывал нападающий в интервью.
Когда Золотов вернулся в родную Казань, «Ак Барс» возглавлял легендарный ученик Анатолия Тарасова — Юрий Моисеев. Советские хоккеисты прекрасно знали, что у этого специалиста сумасшедшие физические нагрузки. В этом плане Юрий Иванович был как две капли воды похож на многолетнего главного тренера ЦСКА. У игроков казанцев фактически даже не было выходных. Вместо них Моисеев устраивал «разгрузочные тренировки» — то есть двухсторонку на льду и тренажерный зал без больших весов.
«До сих пор помню предсезонку, она была очень тяжелой. Но сейчас я понимаю, что без этих предсезонок не могло быть такого результата. Моисеев старался выжимать из нас все. Требования у него были очень жесткие. Один игрок получил травму руки. Моисеев сказал: «Хорошо, на руки упражнения не делай, будешь делать на ноги — будешь бегать». А бегать у Моисеева — это уж лучше с больной рукой потренироваться. Но сейчас мы вспоминаем не то, как тяжело было, не то, как с больным пальцем играли, а золотые медали», — откровенничал форвард.
С «Ак Барсом» Сергей добился наивысшего результата в карьере — золота чемпионата России. Этот успех стал первым для команды из столицы Татарстана. После Казани Золотов поиграл за «Северсталь», «Сибирь», чеховский «Витязь» и подмосковный «Дмитров». А в 2007 году нападающий принял решение повесить коньки на гвоздь, навсегда вписав свое имя в историю «Ак Барса».