От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах

ЭТО ЧТО ЗА ГРУЗОВИК?

Машины в государствах соцлагеря, как и у нас, работали десятилетиями. Их ремонтировали, а со временем переделывали. Как теперь говорят «колхозили». В частности, приспосабливали под хозяйственные нужды.

Польский пикап, построенный на основе советской «Волги» ГАЗ-21

Грузовые пикапы из «Побед» и «Волг» делали и в СССР. Правда, Горьковский автозавод серийно такие машины не делал. Их недостаток в СССР, как могли, восполняли, ремзаводы в разных уголках СССР, строящие грузовики из ГАЗ-М20, ГАЗ-21, а потом и ГАЗ-24, прошедших капремонт или попавших к ремонтникам после аварии.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Грузопассажирское такси на основе 21‑й «Волги» из Румынии

Похожие машины делали и в ряде соцстран. Даже сейчас на сайтах продаж встречаются необычные оригинальные конструкции. Технология была проста: кузова обрезали, задние боковые двери заделывали, делали откидывающиеся задние борта. Варианты пикапов, в основе которых были универсалы ГАЗ-22, в этом смысле были, естественно, предпочтительней.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Грузопассажирское такси на основе 21‑й «Волги» из Румынии

Встречались и более экзотические конструкции — с полурамами за обрезанной кабиной, то есть — уже не пикапы, а фактически бортовые грузовики. Поскольку работали такие машины долгие годы, а запчасти, как и у нас были дефицитом, со временем многие пикапы обрастали агрегатами и деталями от иных, как правило, более поздних моделей. Так в «Победы» устанавливали более современные и мощные двигатели от «Волги». В Румынии «Волги» на базе ГАЗ-21 — пикапы работали даже грузопассажирскими такси. Как, кстати, и в некоторых регионах СССР.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Чехословацкий пикап, сделанный из «Волги» ГАЗ-24‑10

Уже в начале 1990‑х Горьковский автозавод вернулся теме пикапов на основе ГАЗ-24. В Горьком полукустарным методом создали опытные образцы ГАЗ-24‑1301. Однако испытателям быстро стало понятно, что кузов без серьезной доработки не выдержит длительных грузовых нагрузок. А серьезные переделки сделали бы серийный пикап дороже седана.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Современный немецкий вариант пикапа на базе ГАЗ-24

Тем не менее, работой ГАЗ заинтересовались тогда в Чехии. Правда, и там серийного производства пикапов на основе «двадцатьчетверки» не наладили. Но отдельные машины, похожие на те, что из ГАЗ-24 делали в Воронеже, Риге и иных городах СССР в Чехии строили. Причем, даже и с полуторной кабиной. 

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Симпатичное польское купе из «Москвича-412»

Пикапы ГАЗ-24 встречались и в других странах. В постсоциалистические времена любители экзотики стали реставрировать чудом выжившие экземпляры, а порой и превращать и в нечто типа знаменитых щегольских американских пикапов Ford Ranchero и Chevrolet El Camino. Подобные автомобили нынче выставляют на выставках и слетах владельцем ностальгических теперь не только у нас, но и в Восточной Европе машин производства стран социалистического лагеря.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Спортивное купе из «Москвича-2140», построенное в Люблине

ПАН СПОРТСМЕН

Великого разнообразия моделей гражданам соцстран, как и нам, не предлагали. А кому-то ведь хотелось, например, владеть спортивной машиной. В 1970–1990‑х единственным серийным автомобилем подобного класса в соцлагере были чехословацкие Skoda 110R, а затем — Skoda Garde, позднее переименованная в Rapid. 

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Экзотический кэмпер на основе «Волги» ГАЗ-21 создан в Чехии

Местные умельцы, как могли, восполняли недостаток спорткаров. По современной терминологии их работы можно тоже обзывать «колхозингом». Что отчасти верно, поскольку автомобильная (да и иная!) жизнь соцстран была вполне схожа с нашей. Однако такие работы заслуживают и термина «тюнинг». Тем более, что некоторые конструкции были интересны и вполне жизнеспособны. 

Так некий пан из польского Люблина сделал купе из советского «Москвчи-412». Причем, умелец был еще и гонщиком-любителем, участвующем в местных соревнованиях. Поэтому позднее утверждал, что увеличил мощность советского мотора примерно на четверть. В это, кстати, можно поверить. Четверть, может и много, но двигатель «Москвича-412» вполне реально можно было форсировать даже без особо серьезных переделок. 

Что касается кузова, то задние боковые стекла машины были оригинальные, сделанные под заказ. Позднее польский умелец соорудил аналогичную машину и из «Москвича-2140». Оба спортивных «Москвича» выглядели вполне гармонично. 

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Венгерский шоу-стоппер — стретч на базе ВАЗ-2101

В перестроечные времена у нас возникла мода на тюнинг «Запорожцев» всех моделей. Не миновал этот «вирус» и любителей экзотики из соцстран. Но если у нас машины часто превращали в кабриолеты, то в ГДР упор делали упор на ездовые качества. В частности, построили ЗАЗ-968М с двигателем Lada с жидкостным охлаждением. Радиатор, как и мотор, стоял сзади, довольно низко, чтобы на него попадал поток встречного воздуха. Подвеску немецкого «Запородца» занизили. Создателей автомобиля вдохновлял аналогичный по конструкции и похожий на ЗАЗ внешне спортивный вариант заднемоторного западногерманского NSU 1970‑х. 

ИЗ ЖИЗНИ ЭКЗОТОВ

Как и у нас, наиболее энергичные, изобретательные и трудолюбивые умельцы в соцстранах сооружали из советских машин совсем уж экзотические конструкции. 

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Кубинское такси, сооруженное из «копейки»

Одну из наиболее оригинальных модификаций «Волги» ГАЗ-21 сделал энтузиаст из Чехословакии. На основе горьковского седана он построил симпатичный и практичный кэмпер, который становился шоу-стоппером на выставках.

И уж конечно, как и у нас, уже в позднесоветские времена из наших автомобилей, как впрочем, и из иных машин производства социалистических стран, «самоделкины» строили стретчи. В основном, их использовали, опять же, в качестве шоу-стопперов, но иногда и возили туристов.

ДИКОВИНЫ ОСТРОВА СВОБОДЫ

Если в Восточной Европе удлиненные «Жигули» были, в первую очередь, именно шоу-карами, то на Кубе подобные конструкции делали из абсолютно практических соображений.

От пикапов до лимузинов: как переделывали «Волги», «Москвичи» и «Жигули» в соцстранах
Российское-кубинское изделие — кабриолет ВАЗ-2105

На Острове Свободы удлиненные шестидверные «Жигули» работали и работают такси. Причем, стретчи делали не только с кузовами седан, но и универсал.

На Кубе на базе «Жигулей» строили и кабриолеты. Подобные конструкции существуют и у нас, и в иных соцстранах. Но на Острове Свободы «Лады» с отрезанной крышей, как и стретчи занимались прозаичной работой: служили в качестве такси.

Эти экзотические машины тоже могли бы тоже занять достойное место в музее «колхозных», а если угодно тюнинговых версий советских автомобилей. Если бы такой музей существовал…

Читать в источнике

Добавить комментарий