Французские шинники преуспели в этом вопросе капитально: в 1913 году они обрели статус «поставщика высочайшего двора». Опять-таки, звучит это странно, поскольку тогда автомобилей в России, можно сказать, практически не было. Однако высшие государственные органы уже пользовались самоходными экипажами, а редкие частники внимательно следили за ситуацией. В итоге Michelin стал синонимом качества, а очереди на покупку таких шин порой растягивались на год-другой… Говорят, что и количество шин, продаваемых в одни руки, было при этом ограничено, а потому купить одновременно четыре шины считалось подарком судьбы.
Назойливая реклама от мистера Бибендума обрушивалась на россиян отовсюду. Представители других фирм (того же Continental) откровенно злились, однако же придраться к качеству продукции Michelin не могли – оставалось только пенять на агрессивную рекламу. А она делал свое дело – и даже так называемое «сарафанное» радио успешно поддерживало именно французов. Да и всяческие рекорды, установленные на шинах Michelin, имели официальный статус.
Между тем среди всех зарубежных компаний, занимающихся производством авторезины, первой открыла свое представительство в России фирма Continental – это произошло в 1903 году. Также компания Continental стала известной во многом благодаря прорезиненным материалам, использовавшимся в аэропланах. В этом деле немцы были во всех смыслах на высоте: дирижабли, произведенные при поддержке Continental, неоднократно ставили различные рекорды высоты, скорости и др. Однако компания Michelin в первые десятилетия своего существования отвоевывала рынки путем демпинга цен. Известно, что в сентябре 1911 года фирма урезала ценники практически на 30%, а большинство конкурентов не были готовы на аналогичный шаг. Что до продукции Continental, то в 1925 году она впервые появилась уже в другой стране – в СССР.
В послевоенные времена импортные шины разными путями все-таки докатывались до нашего человека. Это были, к примеру, финские Nokian (тогда еще они назывались Nokia, без n на конце). А первые «восьмерки» на конвейере оснащали все теми же «француженками» – Michelin. Отметим, что именно эти шины тогда во многом способствовали росту престижности ВАЗ-2108, от которых поначалу многие откровенно шарахались, но затем почувствовали, что машина на этой мягкой резине чуть ли не «летает».
В СССР были популярны и шины из стран соцлагеря. Например, чехословацкий Barum. Они были дешевле западноевропейских, но также были в огромном дефиците и стоили «космических» денег. Но даже деньги здесь решали не все: такие шины нужно было еще попробовать «достать»!
Официально приобрести импортные шины было, естественно, нереально, поскольку даже отечественные покрышки продавали строго по предварительной записи. Исключение составляли, разве что, шины для автомобилей «Волга». Что до всемогущих магазинов сети «Березка», то в январе 1988 года Правительство СССР объявило о ликвидации системы торговли за чеки в ходе кампании «по борьбе с привилегиями» и «за социальную справедливость», а потому сеть «Берёзок» была ликвидирована. Торговля за наличную валюту для иностранцев осуществлялась в существовавшей параллельно сети магазинов под тем же названием; с мая 1989 года обе системы «Берёзок» были объединены и торговали только за наличную иностранную валюту. Наступали непредсказуемые 90-е годы.
Сегодня же, после шинного изобилия, вновь наблюдается определенный дефицит, усердно заполняемый продукцией из восточной страны за длинной стеной. Что будет дальше и какие иностранцы вновь придут к нас? Поживем – увидим.